Антонов Общий раздел Транспортные

Инцидент с Ан-12БП на Северной Земле. Рассказывает авиатехник.

Ан-12БП с бортовым номером RA-12981 сошел с конвейера в 1970 году. За весь “жизненный цикл” данный борт успел застать СССР, побывать в лизинге в Transair Mali (Африка) и почти покорил Заполярье.

В 2003 году произошел инцидент, из-за которого Ан-12БП так и остался на Северной Земле в поврежденном состоянии.

Давайте разберемся, что же там произошло

11.04.2003 экипаж самолета Ан-12БП с бортовым номером RA-12981, принадлежащий авиакомпании “Заполярье”, осуществлял транспортный перелет по маршруту: Внуково-Салехард – о. Средний.

Первые два пункта маршрута самолет преодолел в штатном режиме. Основной целью полета являлось обеспечение дрейфующих станций, относящихся к программе по строительству и эксплуатации ледовых аэродромов, а также обеспечению научных дрейфующих станций.

Во время полёта на борту находилось несколько человек помимо членов экипажа: пять сопровождающих груз и двое специалиста ИАС. Вес груза составлял 9600 кг.

Источник: https://russianplanes.net/id74355 Автор фото: Александр Ховаев
Источник: https://russianplanes.net/id74355 Автор фото: Александр Ховаев

При заходе на посадку в районе острова Средний, самолет до ВПП не долетел. Посадка произошла за 650 метров до полосы, со смещением на 165 метров вправо от неё.

Из-за того, что самолет пробороздил неровную поверхность земли, часть его конструкции была повреждена, однако никто из находящихся на борту людей не пострадал.

Более современные фото борта RA-12981. С него сняли два двигателя и часть оборудования. Источник: https://vk.com/wall-42331_263520
Более современные фото борта RA-12981. С него сняли два двигателя и часть оборудования. Источник: https://vk.com/wall-42331_263520


Во время снижения траектория полета самолета проходила справа от посадочного курса. Такая ситуация сложилась в связи с неучетом угла сноса на предпосадочной прямой.

Штурман по каким-то причинам не анализировал боковую составляющую скорости ветра по углу сноса (в процессе снижения угол сноса составлял + 14°. Скорость ветра при этом составляет примерно 18 метров в секунду, при допустимой по РЛЭ для Ан-12 не более 15 м/с).

Источник: https://vk.com/wall-42331_263520
Источник: https://vk.com/wall-42331_263520

Несмотря на всё вышеперечисленное, штурман заметил несоответствие пеленга радиостанции и посадочного курса, из-за чего сообщил о необходимости уменьшения курса влево. Попытки КВС исправить ситуацию ни к чему не привели.

Также, экипаж перепутал бочки автодороги, которая проходит параллельно посадочному курсу, ориентируясь по ним, вместо точно таких же бочек, проложенных на торце ГВПП.

Видимость на аэродроме была очень плохой, при этом руководитель полётов передал на борт совсем другую информацию.

Экипаж произвел снижение, нарушая требования п. 7.6.15 НПП ГА-85, при этом не установив надежный контакт с ВПП, ориентируясь по посторонним бочкам у дороги.

Источник: https://vk.com/wall-42331_263520
Источник: https://vk.com/wall-42331_263520

Во время пролета ДПРМ, на высоте чуть более 200 метров, проверяющий начал информировать “- Вижу полосу”, а штурман при этом ответил

“-Полоса по курсу”, однако самолет продолжал поворачивать вправо. Вертикальная скорость увеличилась, однако при подходе к высоте выравнивания проверяющий понял, что посадка самолета производится за пределами ВПП, после чего двигатели были переведены на взлетный режим.

Таким образом, самолет на скорости 230 км/ч приземлился не там, где следовало.

Источник: https://vk.com/wall-42331_263520 На заднем плане виднеется ещё один самолет, ставший жертвой стихии
Источник: https://vk.com/wall-42331_263520 На заднем плане виднеется ещё один самолет, ставший жертвой стихии

Комиссия сделала выводы, что причиной данного инцидента стал ряд неблагоприятных факторов.

Руководитель полёта, по их мнению, не должным образом выполнил технологию работы диспетчеров управления воздушным движением, неправильно проинформировав экипаж о фактических метеоусловиях в пределах аэродрома.

Экипаж в свою очередь своевременно не принял решение об уходе на второй круг, так-как фактические метеоусловия были непригодны для осуществления посадки.

Более того, комиссия установила, что руководитель полетов не оповестил экипаж об отключении светотехнической системы на ВПП.

Источник: https://vk.com/wall-42331_263520
Источник: https://vk.com/wall-42331_263520

В настоящее время самолет до сих пор находится на месте инцидента. С него сняли большую часть оборудования и два левых двигателя, так-как они представляли ценность (хорошо сохранились, в отличие от правых двигателей, винты которых погнуты в результате грубой посадки).

Источник: https://vk.com/wall-42331_263520
Источник: https://vk.com/wall-42331_263520

Страна нуждалась в самолетах такого типа именно в том районе. Полёты в Заполярье являются одними из сложнейших. Очень много подобных ситуаций происходило за всю историю освоения северных широт.

Источник: https://vk.com/wall-42331_263520
Источник: https://vk.com/wall-42331_263520

https://zen.yandex.ru/media/aircraft_technician

Related posts

Посадка самолета на Нижне-Исетский пруд в Свердловске

Александр

Рисунки на советских самолетах, времен Великой Отечественной войны

Александр

Лицом к лицу с «Медведем»

Александр

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: