Ильюшин Общий раздел

Небо, самолёт и девушки

Первый в мире женский экипаж Ил-62: командир Ираида Вертипрахова, вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, штурман Галина Козырь, бортинженер Галина Смагина, бортрадист Нина Костыркина.

Без дозаправки тогда по этому маршруту пролетели шесть лучших лётчиц со всего Советского Союза. Вызов на подготовку получила и пермячка Галина Смагина. Накануне 40-летнего юбилея рекорда она рассказала, почему не хотела, но согласилась участвовать в перелёте, что ждёт будущую лётчицу Анну Щербакову из Перми, которую недавно приказом министра обороны Сергея Шойгу сверх плана зачислили в авиационное училище Краснодара и почему в Пермский авиационный техникум, где она преподаёт, так трудно поступить.

До последнего винтика

Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамье»: Как вы оказались в экипаже?

Галина Смагина: В честь 60-летнего юбилея революции кому-то наверху пришло в голову, что шесть женщин-пилотов должны совершить длительный беспосадочный перелёт. Я в тот момент работала в Таджикистане командиром корабля Як-40 в гражданской авиации. Именно таких, как я, действующих лётчиц конструктор Генрих Новожилов позвал в Москву на подготовку к полёту на их Ил-62. Это был первый советский реактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт.

Но я к этой идее отнеслась без особой радости. Дело в том, что мне в экипаже досталась роль бортинженера, но я же пилот, и мне хотелось за штурвал. Без моего участия полёт был под угрозой срыва. Я согласилась, потому что знала, что во время подготовки буду общаться с великим лётчиком-испытателем Владимиром Коккинаки, Героем Советского Союза. Мы с девочками три месяца жили во Внуково, на аэродроме, и я всё это время досконально изучала конструкцию самолёта. Всё до последнего винтика. Если бы произошло ЧП, то именно мне пришлось бы устранять неисправности.

 Почему выбрали такой маршрут?

 Нам нужно было проверить возможность совершения беспосадочного перелёта на Дальний Восток. Мы брали курс на Магадан, а оттуда должны были спуститься во Владивосток, словом, летели «по северам». В этих погодных условиях мы испытывали возможности двигателя и самолёта, облётывали специальное штурманское оборудование, отрабатывали режимы высоты и т. п. В приборы вводились поворотные точки на маршруте, и нам нельзя было перелететь их или не долететь. Техника диктовала следующий этап полёта, на котором мы меняли высоту — так называемый полёт по потолкам. Ещё на земле Владимир Коккинаки составил инженерно-штурманский план, которого мы придерживались и на каждом этапе делали на нём отметки. Конструкторов удовлетворили результаты, и Ил-62 стал летать на Камчатку без посадок.

Дорога в космос

— Почему вы пошли в лётчицы?

 Как почему? Век был такой. Когда я в 1957 году, после седьмого класса, поступила в техникум, в том же году запустили первый спутник. А в год, когда получила диплом, в космос полетел Юрий Гагарин.

 Да, и все тогда понимали, что дорога туда идёт только через авиацию. Во времена Хрущёва многое в СССР делали ради того, чтобы всему миру показать мощь нашей страны. Именно поэтому в космос отправили Валентину Терешкову. Она была простой ткачихой, и власти хотели продемонстрировать, что у нас даже такие люди могут отправиться в космос. Но в полёте многое пошло не так, и инженер-конструктор Сергей Королёв зарёкся пускать женщин на космодром. Но мы надежды не теряли, рассчитывали, что ситуация изменится, и продолжали заниматься любимым делом.

— Месяц назад пермячку Анну Щербакову зачислили в Краснодарское военное авиационное училище. Как считаете, профессия лётчика перестаёт быть мужской?

— Я думаю, что этот курс девочек — очередной эксперимент. В советские времена тоже набирали девчачий курс, но на практике только человек пять из них пошли в авиацию. Возможно, кому-то кажется, что девушка- военный лётчик — это романтично. Но на самом деле всё намного сложнее. Нужно иметь технический склад ума, хорошее здоровье, стрессоустойчивость, обладать многими важными качествами. И здесь не спрятаться за спинами других членов экипажа. Ты всегда будешь как на ладони.

Влюбить ребят в авиацию

— Зачем ребята сейчас идут в авиационный техникум?

— Я их постоянно спрашиваю об этом. Раньше большую роль играли родители. У нас много предприятий, связанных с авиацией, и традиции преемственности в семьях ещё есть. Но у техникума ещё и хорошая слава как у учебного заведения, где дают прекрасную техническую подготовку. Крепкое базовое образование востребовано не только в авиации.

— В гражданской авиации очередной упадок. И этой профессии сегодня как никогда нужны талантливые ребята. Хочу поддерживать интерес молодых к лётному делу. Я, конечно, в первую очередь лётчик, а педагогика — это даже не вторая профессия, а миссия. 

https://perm.aif.ru/society/people/nebo_samolyot_i_devushki_permskaya_letchica_o_mirovom_rekorde_i_svoey_missii

Related posts

Где делают самые лучшие ракетные двигатели в мире

Александр

Производство вертолётов на Улан-Удэнском авиационном заводе

Александр

Турбовинтовой космолет Rotary Rocket Roton ATV. Короче — пепелац

Александр
%d такие блоггеры, как: