О НАРУШЕНИИ РЕЖИМА ПОЛЕТА ЭКИПАЖЕМ САМОЛЕТА АН-12 ЛЕНИНГРАДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА И НАКАЗАНИИ ВИНОВНЫХ

Александр

25.09.81 при выполнении полета по трассе Якутск-Норильск экипаж самолета Ан-12 № 11108 Ленинградского ОАО в составе: командир корабля Гайдуков Л.В., второй пилот Пестерев Г.И., штурман Левчук Н.В., старший бортмеханик летного отряда Ильин Н.И., бортмеханик Шелупанов С.А. и бортрадист Бушков А.В. допустил уклонение от трассы на 340 км.

Расследованием установлено, что предполетная подготовка по сложной трассе проведена неудовлетворительно. Контроль за предполетной подготовкой дежурный штурман аэропорта Якутск осуществлял формально. Значения путевых углов в образце полетной карты, имеющие ошибки до 13°, были перенесены на полетную карту экипажа. В результате полет от поворотного пункта Полярный проходил с постоянным уклонением влево от установленного маршрута. Экипаж не учел скорость и направление ветра, самолетовождение осуществлял не комплексно.

Не зная установленных рубежей передачи и зон ответственности пунктов УВД, экипаж беспорядочно менял частоты радиосвязи, до полутора часов не знал истинного местонахождения.

Только после обнаружения диспетчером аэропорта Туруханск на экране радиолокатора отметки самолета были приняты меры по опознаванию и выводу воздушного судна на трассу. Посадка произведена в аэропорту Норильск. Полет длился на 40 минут больше расчётного времени. Профилактическое обслуживание обзорных радиолокаторов в аэропортах Айхал и Нюрба осуществлялись одновременно, что не позволило активно управлять воздушным движением.

Причиной данной предпосылки к авиационному происшествию является неудовлетворительная предварительная и предполетная подготовка экипажа, а также не комплексное использование средств самолетовождения в полете.

Комиссией вскрыты серьезные недостатки в штурманском обеспечении полетов в Ленинградском и Якутском управлениях ГА, а также в организации летной работы в 3-м летном отряде Ленинградского ОАО. Предварительная подготовка с экипажами проводится некачественно, без розыгрыша полетов. Командный состав мало занимается подготовкой экипажей к внерейсовым полетам, необъективно оценивает уровень профессиональной подготовки членов экипажей, не осуществляет контроля за работой их в полете.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам управлений, РПО, летных учебных заведений и командиру Отдельного авиаотряда № 235 ГА:

1.1. приказ и приложение к нему изучить с летным и диспетчерским составом, используя наглядные пособия;

1.2. повторно изучить материалы расследования по потере ориентировки за последние пять лет.

2. За нарушение требований пп.3.3.2, 4.3.4 и 4.3.6 НПП ГА-78; п.3.2.6.2 НШС ГА-79 в соответствии с п.17 “е” Устава о дисциплине работников ГА командира корабля Гайдукова Л.В. освободить от летной работы сроком на 1 год и использовать по усмотрению командира Ленинградского ОАО.

3. За нарушение требований п.4.3.4 НПП ГА-78, п.3.2.6.2 НШС ГА-79 в соответствии с п.17 “е” Устава о дисциплине работников ГА второго пилота Пестерева Г.И. освободить от летной работы сроком на 1 год и использовать по усмотрению командира Ленинградского ОАО.

4. За нарушение требований п.4.3.4 НПП ГА-78, пп.3.2.6.2, 3.2.6.4 НШС ГА-79 в соответствии с п.17 “е” Устава о дисциплине работников ГА штурмана экипажа Левчука Н.В. освободить от летной работы на 1 год и использовать по усмотрению командира Ленинградского ОАО.

5. За нарушение требований п. 4.3.4 НПП ГА-78, п.3.2.6.2 НШС ГА-79 в соответствии с п. 17 “е” Устава о дисциплине работников ГА бортового радиста Бушкова А.В. освободить от летной работы сроком на 1 год и использовать по усмотрению командира Ленинградского ОАО.

6. За низкий уровень организации летней работы в авиаэскадрилье и неудовлетворительную подготовку экипажей к внерейсовым полетам, в соответствии с п. 17 “ж” Устава о дисциплине работников ГА, командира авиаэскадрильи 3-го летного отряда Ленинградского ОАО Халепу Н.Н. от занимаемой должности освободить и использовать командиром корабля самолета Ан-12.

7. За неудовлетворительную организацию предварительной подготовки к полету и нарушение требований НПП ГА-78 и НШС ГА-79, старшему штурману 3-го летного отряда Ленинградского ОАО Плясунову А.В. объявить строгий выговор.

8. За серьезные недостатки в организации летной работы в летном отряде командиру 3-го летного отряда Ленинградского ОАО Горину Н.П. объявить строгий выговор.

9. Начальникам Ленинградского (т. Колосову В.А.) и Якутского (т. Дергилеву И.С.) управлений ГА остальных лиц виновных в предпосылке к авиационному происшествию, привлечь к ответственности своей властью. Копии приказов выслать в Инспекцию МГА.

10. Провозку экипажей по трассам и на аэродромы Заполярья проводить не менее 2 раз.

Данное дополнение внести в п. 4.2.3 НПП ГА-78 после фразы: “в горной местности – не менее 2 раз”

11. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Инспекции МГА.

Главный маршал авиацииБ. Бугаев

НАРУШЕНИЯ,

ДОПУЩЕННЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИИ ПОЛЕТА

САМОЛЕТА АН-12 № 11108 ЛЕНИНГРАДСКОГО УГА 25.09.81 Г.

#G0№ п/пНормативные документыТребования документовНарушения требований документовКто нарушил
12345
1.Воздушный Кодекс СССР ст. 22Командир воздушного судна руководит всей деятельностью экипажа, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил навигации и эксплуатации судна.В полете пассивно руководил работой экипажа и лично не использовал имеющиеся средства самолетовожденияКВС Гайдуков Л.В.
2.ОПП-77 п. 3.1.12– При полетах в полярный районах командир воздушного судна обязан знать порядок использования бортовых РТС навигации, режим работы средств связи и РТО полетов и дальность их действия.Не знал порядок использования РТС, режимы работы средств связи и дальность их действияКВС Гайдуков Л.В.
3.НПП ГА-78 п.3.3.2.– Владеть техникой самолетовождения и пилотирования в такой степени, чтобы обеспечить успешное выполнение полета;Допустил уклонение на юг от трассы 340 кмКВС Гайдуков Л.В.
  – тщательно и в полном объеме готовиться к полету, организовать и контролировать предполетную подготовку;Предполетная подготовка проведена неудовлетворительно 
  – руководить в полете работой всех членов экипажа, объективно оценивать уровень их профессиональной подготовки;Пассивно руководил работой штурмана, 2 пилота, б/радиста в организации навигации и ведения радиосвязи.КВС Гайдуков Л.В.
  – выполнять полет в строгом соответствии с полученным заданием.Самовольно изменил полетное задание 
4.НПП ГА-78 п. 4.3.4. НШС ГА-79 п. 3.2.5.Предварительная подготовка: – подбор карт, прокладка и навигационная разметка маршрута;Предварительная подготовка экипажа к полету не проводилась, карта по данной трассе не готовиласьКВС Гайдуков Л.В.
  – изучение географических, метеорологических особенностей и аэронавигационной обстановки на ВТ;Аэронавигационная обстановка по данной трассе не изучалась. 
  – изучение расположения радиотехнических средств по маршруту полета и особенности их использования;Расположение РТС, особенности их использование не изучались. 
  – выбор для каждого участка маршрута способа и средств навигации, обеспечивающих требуемую точность контроля пути.Не производится. 
5.НПП ГА-78 п.4.3.6 НШС ГА-79 п. 3.2.3– предполетную подготовку экипажа организует и проводит КВС перед каждым полетом с учетом конкретной навигационной обстановки и метеорологических условийПредполетная подготовка проведена не в полном объеме, особенности самолетовождения, использования РСТ поКВС Гайдуков шт. Левчук Н.В.
  – проконтролировать правильность штурманского расчетамаршруту не изучены, путевые углы на карте нанесены с ошибкой от 6° до 13°, зоны РЦ УВД нанесены неправильно, правильность штурманских расчетов не контролировалась 
6.НШС ГА-79 п. 2.3.13.2ШТУРМАН ОБЯЗАН:  
  – в совершенстве знать технические средства самолетовождения и методы применения их в полете;Неправильная методика эксплуатации КС-6, незнание РТС обеспечения полета (РСДН-пеленгаторная база)шт. Левчук Н.В.
  – лично подготавливать полетные карты;Лично подготовку карт не производил. 
  – своевременно и в полном объеме производить штурманскую подготовку к полету;Ограничился переписыванием данных в штурманской а/п Якутск. 
  – подбирать необходимую справочную и штурманскую подготовку к полету;– Не подобрал и не использовал при подготовке к полету перечень зон РЦ УВД, зоны на карте нанесены неверно. 
  – осуществлять самолетовождение, комплексно используя навигационные средства при выполнении полета;Комплексного самолетовождения не производил. 
  – своевременно докладывать свои предложения командиру воздушного судна.В данном полете ни одного предложения со стороны штурмана корабля не было. 
7.НШС ГА-79 п. 3.2.6.4– уточнить аэронавигационную обстановку по трассе (маршруту), обращая особое внимание на порядок работы навигационных средств, систем посадки и наличие ограничения режима полета.Аэронавигационную обстановку не уточнялшт. Левчук Н.В.
8.НШС ГА-79 п. 2.3.14.2ДЕЖУРНЫЙ ШТУРМАН АЭРОПОРТА ОБЯЗАН:  
  – контролировать предполетную подготовку экипажей воздушных судовКонтроль предполетной подготовки экипажа провел формально. 
  – оказывать практическую помощь экипажам воздушных судов в выполнении штурманских расчетов и в других вопросах самолетовождения.Практической помощи экипажу не оказал.деж. шт. а/п Якутск Белых М.И.
  – своевременно информировать экипажи воздушных судов, вылетающих из аэропорта обо всех изменениях в аэронавигационной обстановке.Не информировал экипаж об изменении зон РЦ УВД 
9.Технология работы экипажа ВС Ан-12ЭКИПАЖ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:  
  – расположение РТС, обеспечивающих полет и порядок работы с ними;Не зналКВС Гайдуков, 2п Пестерев, шт.
  – порядок ведения связи в зонах РДСНе зналЛевчук, б/р Бушков
10.Приказ МО СССР от 01.12.76 п.26– принятие через органы УВД мер к прекращению нарушения режима полета при вылетах ВС без заявок или извещений Войск ПВО страны, при отклонениях их от воздушной трассы, МВЛ маршрута полета, а также при других нарушениях режима полетов.Меры приняты не былиПВО
 п.42.– командные пункты объединений (соединений) Войск ПВО страны о всех случаях нарушений режима полетов и опасных сближений воздушных судов в воздухе немедленно сообщают в органы УВД, под управлением которых находится данное воздушное судно.Сообщения об уклонении от трассы воздушного судна в органы УВД не былоПВО
11.НПП ГА-78 п.7.1.16На рубеже передачи диспетчер обязан дать указание экипажу воздушного судна о переходе на связь со смежным диспетчерским пунктом, сообщив частоту его работы.Не сообщил с кем работать и на какой частоте.диспетчер ВРЦ Айхал
12.ПТЭ РТОС В ГА-77 п.4.3.4Выключение трассовых средств радиолокации и радионавигации для технического обслуживания должно согласовываться со смежными аэропортами. Согласование осуществляется службой движения аэропорта.Одновременно выключены радиолокационные средства аэропортов Айхал и НюрбаРуководство а/п Айхал и Нюрба и служба движения а/п Якутск

Схема полета самолета Ан-12 № 11108 3-го ЛО Ленинградского УГА

КВС П.В. Гайдуков, 2п. Г.И. Пестерев, шт. Н.В. Левчук. 25 сентября 1981г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к схеме полета самолета Ан-12 № 11108

Ленинградского управления ГА

(приложение к приказу МГА № 197 от 22.10.81)

25 сентября 1981 года экипаж 3 летного отряда Ленинградского ОАО в составе: КВС Л.В. Гайдуков, второй пилот Г.И. Пестерев, штурман Н.В. Левчук, старший бортмеханик летного отряда Н.И. Ильин, бортмеханик С.А. Шелупанов, бортрадист А.В. Бушков, выполнял полет по маршруту Якутск – Норильск. Полет осуществлялся днем, сверхоблаков. На участке маршрута Полярный – Норильск самолет уклонился на юг от воздушной трассы на 340 км, был обнаружен диспетчером РЦ Туруханска и выведен на трассу Туруханск-Норильск. Посадку произвел в аэропорту Норильск в 12.40.

Переналет сверхрасчетного времени составил 40 минут.

Воздушная трасса Якутск-Норильск оборудована следующими средствами:

– Аэропорт Якутск: ОРЛ, ДПРМ, РСБН, ШВРС;

– ППМ Вилюйск: УКВ радиопеленгатор, ОПРС;

– ППМ Полярный: УКВ радиопеленгатор, ДПРМ;

– Аэропорт Норильск: ОРЛ, ДПРМ, РСБН.

Аэропорты Нюрба и Айхал являются пунктами УЗД и оборудованы: ОРЛ, УКВ радиопеленгаторами, РСБН и ОПРС.

Ранее руководство движением по воздушной трассе Якутск-Норильск осуществлялось органами УВД Якутска, Нюрбы, Айхала, Туруханска и Норильска.

С получением поправки от 24.01.81 зоны УВД изменились. На участке маршрута Полярный – Норильск руководство осуществляется органами УВД Айхала и Норильска.

Расследованием установлено, что полет от Якутска до ППМ Полярный выполнялся без отклонений.

После пролета ДПРМ Полярный штурман произвел согласование КС-6 и выдерживал ОМК-290°, который отличался от фактического на 13° в сторону уменьшения.

По расчетному времени докладывал о входе в зону УВД Туруханска и Норильска, что не соответствовало действительному месту самолета и границам зон УВД. Экипаж в течение 1 часа 30 минут активным самолетовождением не занимался, РТС и методы для контроля пути (РСДН, слуховая пеленгация АРК-II, бортовой радиолокатор) не использовал.

Направление ветра на этом участке изменилось с юго-западного на северный, что способствовало еще большему уклонению от трассы.

В нарушение требований п.3.3.2, 4.1.9 НПП ГА-78 КВС самостоятельно изменил полетное задание.

Предварительная подготовка с экипажем по данному маршруту не проводилась.

В процессе предполетной подготовки в аэропорту Якутск штурман корабля нанес на полетную карту значения путевых углов и рубежи зон УВД с образца подготовленной карты, которые отличались от фактических. Ошибки в путевых углах достигали 13°.

Значения путевых углов штурманом корабля не проверялись.

Замечаний со стороны дежурного штурмана по предполетной подготовке и заполнению штурманского бортового журнала не было. КВС предполетную подготовку провел не качественно.

При расследовании вскрыты недостатки в организации летной работы в 3-м летном отряде Ленинградского ОАО и упущения в службах ЭРТОС, органов УВД и ПВО:

– обзорные радиолокаторы в аэропортах Нюрба и Айхал одновременно были выключены на профилактику, УКВ радиопеленгаторы в аэропортах Вилюйск и Полярный не работали;

– при выходе воздушного судна из зоны ВРЦ Айхал диспетчер в нарушение п.7.1.16 НПП ГА-78 не назвал РЦ УВД и частоту, с которым экипаж должен работать;

– полет самолета органами ПВО не контролировался.

Основной причиной предпосылки к АП явились неудовлетворительная предварительная и предполетная подготовка экипажа, а также отсутствие комплексного самолетовождения в полете.

Сопутствующими причинами явились:

– самостоятельное изменение полетного задания командиром воздушного судна;

– отсутствие должного контроля за предполетной подготовкой экипажа в аэропорту Якутск;

– одновременное выключение двух обзорных радиолокаторов в Нюрбинском РД УВД на профилактику.

Главный штурман ГАВ.Ф. Киселев
%d такие блоггеры, как: