О ПРЕДПОСЫЛКЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С САМОЛЕТОМ ТУ-104 ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГА

Александр

17 августа 1976 г. днем при заходе на посадку в аэропорту Чита, в простых метеоусловиях экипаж самолета Ту-104 летного отряда № 201 в составе командира корабля Гладилова С.Е., второго пилота Сорокина В.Г., штурмана Коняхина В.А. и бортмеханика Кривицкого М.В. создал опасную предпосылку к авиационному происшествию, выразившуюся в попытке произвести посадку с убранным шасси. Только благодаря бдительности диспетчеров круга и подхода было предотвращено тяжелое летное происшествие. По команде диспетчера самолет с высоты 20-30 м ушел на второй круг с убранным шасси. При этом минимальная высота над ВПП составила 5-7 метров.

Повторный заход и посадка выполнены благополучно.

Расследованием установлено, что система выпуска и уборки, звуковая и световая сигнализации шасси работали нормально. Команду командира корабля о выпуске шасси бортмеханик выполнил с грубым нарушением технологии работы: не проконтролировав выпуск шасси по световой сигнализации, он доложил, что шасси выпущено. Со стороны командира корабля и второго пилота контроль за выпуском шасси также не осуществлялся, что подтверждается радиообменом между членами экипажа и диспетчером.

Основными причинами данной предпосылки являются: нарушение бортмехаником последовательности выполнения операций при выпуске шасси, безответственность и формальное выполнение экипажем пунктов контрольной карты обязательных проверок.

Подобные случаи преступно-халатного выполнения членами экипажей своих прямых должностных обязанностей, отсутствие четкого взаимодействия и нарушения технологии работы имели место в предприятиях Восточно-Сибирского управления ГА и ранее (авария самолета Ан-24 в 1971 году, поломки самолетов Ан-24 в 1973 и 1975 годах, Ил-14 в 1974 году, авария самолета Ту-104 в 1976 году). Однако командно-летный состав управления до сего времени не сделал из этих происшествий должных выводов. Разрабатываемые мероприятия по предупреждению летных происшествий не эффективны, формальны, не подкрепляются настойчивой воспитательной работой с подчиненными, постоянной требовательностью и взыскательностью командно-летного состава всех степеней, что особенно характерно для стиля работы командного состава 201 летного отряда.

В целях повышения безопасности полетов

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальникам управлений и предприятий гражданской авиации обстоятельства и причины данной предпосылки авиационного происшествия и анализ подобных случаев за последние 5 лет изучить с летным и диспетчерским составом на специальных совместных разборах.

2. Заместителю Министра по летной службе и начальнику УУЗ:

2.1. с 1977 года организовать подготовку бортмехаников (бортинженеров) — инструкторов с пилотами-инструкторами при школах высшей летной подготовки ГА;

2.2. до 1 января 1977 года переработать программы подготовки и повышения квалификации бортмехаников (бортинженеров) с целью более полного изучения вопросов взаимодействии и технологии работы членов экипажей воздушных судов на всех этапах полета.

3. Запретить впредь переучивание на бортмехаников (бортинженеров) авиатехников (специальности 0616, 0619) и инженеров (специальности 0621, 0706с) и внести соответствующие изменения в инструкцию по отбору и подготовке летного состава для переучивания в летных учебных заведениях и учебно-тренировочных отрядах гражданской авиации» (приказ МГА от 08.04.74 № 80).

4. За нарушение НПП ГА-71 и Руководства по летной эксплуатации и пилотированию самолетов Ту-104 командира корабля Гладилова С.Е. согласно пункту 17 пп. «ж» «Устава о дисциплине работников ГА» освободить от занимаемой должности, понизить до, 3-го класса пилота ГА и использовать пилотом самолета Ан-2.

5. За нарушение НПП ГА-71 и технологии работы экипажа самолета Ту-104 второго пилота Сорокина В.Г. согласно пункту 17 пп. «ж» «Устава о дисциплине работников ГА» освободить от занимаемой должности, понизить до 5-го класса пилота ГА и перевести на должность пилота самолета Ан-2.

6. За нарушение НПП ГА-71, Руководства по летной эксплуатации и пилотированию самолета и технологии работы экипажа самолета Ту-104 бортмеханика Кривицкого М.В. согласно пункту 17 пп «ж» «Устава о дисциплине работников ГА» освободить от занимаемой должности с изъятием свидетельства бортмеханика и перевести на наземную работу с учетом специальности по усмотрению начальника Восточно-Сибирского управления ГА.

7. За низкий уровень методической к воспитательной работы в закрепленных экипажах пилоту-инструктору Голубеву А.И. и бортмеханику-инструктору Рыжкову А.И. объявить строгий выговор.

8. Пункты 4, 5, 6, 7 и 8 приказа начальника Восточно-Сибирского управления ГА от 20.08.76 № 228 в части наказания виновников предпосылки, отменить.

Маршал авиации Б. Бугаев
%d такие блоггеры, как: